МЕТОД ДРЕССИРОВКИ: ШЕЙПИНГ

17.11.2018

Шейпинг – это один из методов оперантного научения (когда поведение ассоциативно привязывают к награде), основанный на отборе нужного поведения.


Содержание


Так что такое шейпинг?

Метод оперантного научения — звучит туманно *_* Но суть заключается в том, что если Вы хотите методом шейпинг, например, научить собаку приносить мяч, необходимо сделать следующее:

  1. Вы садитесь, ставите перед собой собаку и мяч, в руки берете кликер (маркер поведения заметно облегчит задачу).

  2. Затем сферическая собака в вакууме задается вопросом «господа, а что сидим? А что это за резиновое яблоко?» и тянется носом к мячу, тут сноровистый хозяин щелкает кликером и выдает поощрение собаке, подкрепляя первый этап в тренировке навыку – проявление интереса к мячу.

  3. Через несколько подкреплений, хозяин перестает кликать и вознаграждать за просто тыкание носом в мяч, и ждет, когда собака задастся вопросом почему перестали платить — проявит больше инициативы и возьмет мяч в пасть, тогда хозяин кликает и поощряет собаку.

  4. Другие варианты поведения хозяин оставит без внимания и собака поймет, что это не то, что от нее хотят (и не то за что платят), а вот взять мяч в рот – за это дают вкусняшку.

  5. Затем поощряют уже за шаги к хозяину с мячом.

  6. Затем когда собака уже, например, тыкает мячом в хозяина.

  7. Затем на это поведение «вешают команду» (одновременно с действием говорят нужную команду и создают ассоциацию). И так далее подкрепляя необходимый план по выработке конкретного навыка.

Особенностью шейпинга является разделение одного навыка на несколько этапов и поступательное поощрение каждого из этих этапов.

Конечно же, есть нюансы – закончить тренировку нужно до того, как собаке станет неинтересно, или до того, как она психанет, кинет в Вас мяч, и пойдет смотреть на спящего кота, потому что «эта игра тупая и ты тупой», но об этом подробнее ниже.


Плюсы шейпинга

  • То, что собака придумала или поняла сама — она лучше запоминает и охотнее использует в дальнейшем.

  • Прежде всего, шейпинг популярен, потому что учит собаку проявлять инициативу и предлагать поведение, пробовать новые вещи, непосредственно думать для решения задач.

  • Шейпинг хорош для таких кинологических видов спорта, как обидиенс или трюковая дрессировка, ведь он позволяет дать много вариантов поведения. В одной серии повторений собака может предложить много вариаций по категориям быстрей-медленней, больше-меньше, выше ниже, жестче мягче и т.п. Можно выбрать тот вариант, который нужен хозяину.

Например, если хозяин стремится обучить собаку команде «сидеть» в идеальном согласно нормативам состоянии – выполнить команду быстро, сесть не заваливаясь прямо, в правильном основном положении рядом с проводником, с переходом из другого положения по передним или по задним лапам – тогда выполнение команды разбивают на три компонента и работают с каждым по отдельности, подкрепляя только нужные варианты. Если это скорость выполнения команды – поощряются только варианты, когда собака села меньше чем за 3 секунды, затем меньше чем за 2, затем только молниеносный урон попы на землю.


  • Шейпинг считается умственно очень выматывающим для собаки. Т.е. шейпинг хорошая выматывающая нагрузка для собаки.

Зоопсихолог Татьяна Романова советует начинать с тренировок по 5 минут и не превышать лимит в 15 минут, т.к. 10-15 минут тренировки уже значительно утомляют собаку, после чего собака захочет пойти отсыпаться. Также Татьяна рекомендует очень часто поощрять собаку, на первых этапах до 20 раз в минуту.


  • Помимо оттачивания навыков для нормативной дрессировки, шейпинг может помочь научить собаку выполнять действия, который ей кажутся физически или умственно трудно выполнять (как, например, ходьба назад, т.к. собаки учатся думать о своих задних лапах и управлять ими в новых направлениях).


  • Также шейпинг помогает при работе с беспокойными состояниями и фобиями собаки.


Ключевые особенности шейпинга

  1. разделение на этапы
  2. поощрение этапов поведения, приближающих к финальному навыку
  3. запрет на использование маркеров неправильного поведения
  4. тренировку надо закончить пока собаке еще интересно пытаться понять, что от нее хотят.
  5. поведение получает название только после того, когда оно сформировано. Т.е. команду «место» можно давать только тогда, когда собака уже понимает, что нужно дойти до коврика и лечь на него.

Можно поставить перед собакой задачу изобрести действия с каким-либо предметом. Например, Карен Прайор описывает игру «101 штука, которую можно сделать с коробкой», суть которой заключается в том, что собаке предоставляют коробку, и подкрепляться будет каждый раз новое действие, которая собака может сделать с коробкой. В начале попыток собаки склонны выполнять действия носом, пастью и лапами, в основном тыкать всем выше-перечисленным, и это прекрасное освоение вариантов предложений.

Полное видео на нормальной скорости и со звуком по ссылке.

Также можно закрепить поведение, связанное с управлением собакой собственным телом. Посадив собаку на очередной сеанс телепатии – можно сконцентрироваться на наблюдении за определенной частью тела,  ловить и подкреплять малейшие движения этой части. Так можно закрепить движение ушей, поворот головы, подъем лапы, «мерцающий язык». Главное – при помощи кликера и поощрений дать собаке понять, что вознаграждаются эти бессознательные движения, чтобы дальше собака могла их сознательно предложить. Тогда можно назвать это поведение.


10 законов шейпинга Карэн Прайор

В своей книге «Не рычите на собаку» Карэн Прайор пишет, что для успешного шейпинга с минимумом затраченных усилий необходим четкий план, а также дает 10 основных принципов шейпинга:

  1. Повышайте критерий правильности отбора поведения небольшими шагами, чтобы у обучающегося были шансы получить подкрепление.
  2. Тренируйте один критерий за раз, не пытайтесь тренировать два критерия одновременно.
  3. Во время формирования навыка, переведите закрепляемый уровень на переменное поощрение (т.е. иногда поощряйте за выполнение действие, а иногда –нет) перед тем, как переводить навык на следующий уровень сложности.
  4. Вводя новый критерий или аспект для навыка – временно ослабьте требования для выученных ранее.
  5. Будьте впереди обучаемого. Сделайте план формирования навыка, чтобы в случае если обучаемый совершит скачок в обучении – Вы будете понимать, что подкреплять дальше.
  6. Не меняйте тренеров «на переправе», у Вас может быть несколько тренеров для одного обучающегося, но следует придерживаться одного плана формирования для одного навыка.
  7. Если формирование навыка по одному плану не приносит прогресса, нужно найти другой план, существует столько же планов формирования навыка, сколько тренеров, которые могут их придумать.
  8. Не прерывайте тренировку, не выдав подкрепления, это равносильно наказанию.
  9. Если выполнение навыка ухудшается на уже освоенном уровне – «вернитесь в детский сад». Пройдите с начала по всем пройденным этапам формирования с легко-зарабатываемыми подкреплениями.
  10. Завершайте каждую тренировку на высокой ноте, если это возможно, и в любом случае оставайтесь впереди обучаемого.

 

 

© Ксения Алеева

 

 


 

Возможно вам также понравится

Похожие публикации не найдены