ПУтешествие с собакой на машине

В ЧЕРНОГОРИЮ С СОБАКАМИ НА МАШИНЕ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

20.10.2023

Эта статья описывает мой опыт переезда с собаками и котом, вышел немаленький опус, но хотелось не упустить чего-то, что может пригодиться другим людям. Мы с собаками и подругой Янушем проехали на машине по маршруту Москва – Грузия – Турция – Болгария – Сербия – Черногория, и это было незабываемое приключение. Спустя несколько дней после нашего приезда – к нам привезли кота на самолете.

Содержание:

Спойлер – переезд прошел успешно, приключение было изумительным и памятным.

Вводные задачи переезда и План-капкан

В условиях нашей математической задачки было нужно перевезти волка, козу и капусту двух самок человека 36 лет (одна из них я, вторую для данной статьи будем называть кодовым именем «Надьежда») в Черногорию, у данных самок на двоих в наличии две собаки (бордер колли и русский спаниель) и один увесистый кот Серёжа.

Главные герои переезда, бордер-колли Кот, кот Серёжа, спаниель Ася

Наши собаки не проходят по весу для перевозки в салоне самолета, а перевозка собак в багажном отделении – большой стресс, который удваивался тем, что прямых рейсов в Черногорию из Москвы на момент переезда не было, и утраивался тем, что Сербские авиалинии не возят собак в багажном отделении вообще, и оставались только рейсы Турецких авиалиний через Стамбул.

Мы начали разрабатывать план перевезти собак по земле. Были исследованы поставщики услуг перевозки собак. Так как в нашем случае спешки не было и было время размышлять, мы доразмышлялись до того, что не хотим отпускать собак с чужими людьми в дорогу даже на 2 дня, у моего бордера зооагрессия в максимально неудобной версии (бордер выглядит максимально безобидным, беззвучным и не угрожающим, пока другая собака не подойдет впритык), а спаниель Надьежды – с букетом претензий к этой жизни, классическая импульсивная спаниелька (лаять будет на все, хотя вреда не планирует причинять, но успокоит ли это окружающих облаянных и оплёванных?).

Поэтому было принято решение нанять грузовое авто для переездов с водителем, погрузить туда собак, некоторый собачий и свой скарп и одну из двоих самок человека, вторую самку отправить-таки Сербскими авиалиниями с котом рейсом с пересадкой в Белграде.  Благо кот Серёжа с мягкой переноской весил всего 7.5 кг, при требовании авиалиний до 8 кг.

Я обследовала объявления водителей, предлагающих услуги помощи при переезде за границу. Цены у всех рассчитывались по километражу, списалась с тремя, которые возили дальше Грузии, ценник выходил у всех одинаковый (кто-то хотел что-то еще сверху, у выбранного нами Александра не нужно было доплачивать за бензин, он был исключительно адекватен, приятен, ну и в переписке чувствовалось желание предусмотреть какие-то возможные проблемы). По цене нужно было оплачивать километраж туда-обратно, по ценнику это выходило на треть дороже, чем билеты на двоих с тремя животными через Турецкие авиалинии (этот факт для меня был в пользу решения везти собак по земле).

С Александром-перевозчиком мы договорились, что хотим пересечь расстояние в кратчайшие сроки, он взял с собой второго водителя – своего отца, потрясающего колоритного советского человека четкой дисциплины и с приятнейшим юмором. План был, что водители будут меняться, и мы сделаем только одну ночевку.

Документы, необходимые для перевозки собаки за границу

Я заранее ознакомилась с требованиями документов для перевоза собак через границу. Один человек (это я) мог перевозить двух собак (какая удача). По нашему маршруту были необходимы такие документы:

1. Ветеринарный паспорт с отметками о прививках и обработках, с указанным номером чипа (а животное должно быть чипировано). Марка вакцины от бешенства должна быть одобрена ВОЗ.
  2. Титры (тест на антитела) на бешенство (т.к. проезжали Турцию – а значит выезжали уже «из страны красной зоны» по бешенству), при этом титры должны быть сданы через месяц после последней прививки от бешенства. Сам тест выполняется около 3-х недель (лучше озаботиться заранее).
  3. Форма Ф1 (для того, чтобы потом обменять ее на международную форму Ф5) – документ выдается гос. вет. клиниками (ветеринар осматривает животное, проверяет паспорт документы, указывает маршрут перевозки и др. инфо и выдает справку). Получать нужно не ранее, чем за 5 дней до выезда за границу.
  4. Сертификат по форме Ф5 – необходимо заехать в отделение Россельхоснадзора (например, ветконтроль в аэропортах) и обменять форму Ф1 на международный сертификат по форме Ф5 (в присутствии животного, конечно же)). Сертификат действует 5 дней, т.е. необязательно получать сертификат прям в день выезда, но учитывая, что мы до первой границы ехали почти сутки – мы решили нам нужен посвежее.

Еще один момент — не нужно было указывать во всех документах второй собаки меня как хозяина, я как перевозчик собак указывалась только в последней бумаге (Сертификате по форме Ф5).

Как мы паковали мячики

Итак, у нас была договоренность с перевозчиком-Александром, билет на самолет для Надьежды и кота Сережи, а мне в пути согласилась помочь близкая подруга (для данной статьи проходящая под кодовым именем «Януш»), которой мы сделали Болгарскую визу и построили маршрут через Болгарию, чтобы могли добраться до точки кривым, но таким интересным маршрутом.

Настала пора паковать мячики. Согласно нашему с Александром плану – первый ряд сидений был для водителей, второй для нас пассажиров, остальное пространство машины было освобождено от сидений для наших вещей и собак.

Я также переживала на тему, сколько вещей влезет в машину и что взять? Хотя Александр говорил, что много влезет и присылал фотки примеров груженой машины, в том числе с чемоданами и огромными переносками. В итоге мы набрали своих 3 чемодана (один из которых был собачий, причем большую часть собачьих шмоток в мск перед отъездом я отдала, но даже 9 кг корма, которые я взяла на первое время, чтобы потом переводить на корм, который будет в Черногории – занимал уже половину чемодана на 120 л, вторая половина была под шлейки, мячики, попоны, ботинки, поводки, инвентарь по уходу и подобное). Я даже взяла с собой лежанки, чтобы утащить собачьи запахи, чтобы в новом доме они меньше нервничали. В чемоданах со своими вещами я умудрилась взять робот-пылесос – верный друг шерстяной собаки и развлечение кота Серёжи.

Для нас пассажиров мы еще докупили какие-то вещи, которые нагуглили пригодятся для людей, которые планируют провести в машине несколько дней, например, надувной матрац на заднее сиденье – нашу благодарность этому матрасу трудно передать, он увеличил площадь, на которой мы могли комфортней сидеть, лежать (пытались спать, но это сложно в дороге), жить эти несколько дней.

Если мне не врет память — помимо трех чемоданов с нами был гостевой чемодан (попросили привезти чемодан книг) плюс гостевая картина, две огромные собачьи клетки (в сложенном виде), к клеткам прилагалась продуктовая тележка (чтобы катать их от машины в новую квартиру), две дорожных сумки (одна из них типа челночная), два рюкзака, и, собственно, две внушительных размеров переноски для собак с самими собаками.

Когда мы загрузили все в машину – оставалось еще места на сколько-то чемоданов)) но нам все равно не хотелось бы таскать еще большее количество вещей.

Маршрут был такой:

Стоить отметить, что мы ехали не в пустоту – наши добросердечные коллеги в Черногории помогли нам с выбором квартиры в аренду, мы согласовали животных в квартиру, коллеги оформили, договорились и внесли первые суммы. Так что была уверенность, что это приключение имеет положительный и определенный финиш.

День 1: Москва – Веселая жизнь

18.03 около 5.30 утра подъехал Александр, мы погрузили вещи в машину, и около 6 утра уже двинулись в наше путешествие. В ближайшем Подмосковье уже светало, лежал снег, мы сразу же начали пытаться спать, собаки еще не подозревали о том, сколько им предстоит провести в этих переносках.

Так частично пустой выезжала машина

Наше пассажирское сиденье, первый день — пялим в окна, пьем чай

Был организован чат с нашими близкими людьми, куда мы кидали фоточки и тэги пути.

Из-за каких-то аварий мы объезжали какие-то дороги, но в итоге в 13:15 проехали Воронеж, в 15:10 сделали первую остановку на заправке на выгул и перекус, прошли 1040 км.

Вторая остановка для ужина и выгула где-то в странных темных полях была в 20:10, а в 21.30 проезжали Ростов-на-Дону.

К полуночи мы проезжали Веселую жизнь, итого было пройдено 1300 км за первый день. Несколько раз нас останавливали доблестные жандармы просто так, проверить документы, задавали вопросы, наши водители весело с ними шутили, в стиле «-Куда едете? – В Грузию невест продавать».

Собаки начали подозревать неладное, но все еще были спокойны.

День 2: Веселая жизнь – первая граница — ночевка в Батуми

19.03. Мы ехали всю ночь, было дождливо, нас останавливали еще пару раз. Януш спала, у меня не выходило, а на подъезде к Нальчику из-за забора на меня смотрел двугорбый верблюд, тут я поняла, что вокруг зеленая трава и другой климат, и стало как-то подозрительно))

К 5:20 мы проехали Пятигорск, сделали маленькую остановку во Владикавказе в 7:45, вывели собак пописать, поехали к границе.

На Верхнем Ларсе очереди не было, перед нами было машин 10-15, но лично меня пограничница держала минут 15, листала паспорт, просила другие документы, и звала коллег, чтобы они тоже оценили я это или не я на документах (канеш сутки в дороге и выглядела я так себе, но не настолько же). После заверения коллег, что они уверенны, что я это я – пограничница РФ нас пропустила и мы прошли на границу Грузии.

Там проходили первый ветеринарный контроль, всю дорогу я бегала с этой папкой с бумажками и собачьими паспортами, и именно тут был тот единственный раз, когда ее посмотрели. Ветеринарный врач отсканировала собак, очень нежно звала их котиками, собаки видимо мечтали, чтобы эта добрая женщина забрала их к себе и им не придется дальше ехать и были ей очень рады. Она сверила документы, сказала, что недавно ввели еще какие-то новые требования, но видимо эти изменения еще не очень сильно вошли, поэтому врач просто нам про них рассказала и отдала документы, сказала проезжайте.

Собаки на Верхнем Ларсе

Мы кстати сделали ошибку, что не сходили сами по малой нужде до границы, потом сплошные горы, красиво, но остановиться негде)) но красоты абсолютно потрясающие!

В 18.25 по Москве наши водилы завезли нас в роскошный грузинский рест, мы собак оставили в машине и пошли вкушать потрясающие грузинские яства, конечно же, с винишком.

Грузинский рэсторан, оооочень вкусно

В 20.15 мы были в Батуми, заехали на заправку, купили в магазине какие-то вкусняшки, к 10 вечера мы уже были в гостинице города Сарпи – совсем рядом с турецко-грузинской границей, почти с видом на пропускной пункт. В темноте погуляли собак, мечтали о душе, но в гостишке было очень скромно и душ отложили на утро, чтобы день начать с приключений. Включили обогреватель, немного посидели в этих ваших интырнетах, собаки были рады провести время не в машине, мы были не менее рады, но засыпали с ажиотажом продолжающегося приключения.

За вторые сутки были пройдено около 1200 км. Это с учетом того, что на узких грузинских горных дорогах застали какой-то долгий затор.

День 3: Сарпи – Турция. Суровые турецкие пограничники, которых мы не видели, но были впечатлены.

20.03. мы встали рано, в 6.30 мы начали ждать наших спящих водителей, которым предстоял второй более сложный этап приключения, т.к. это была единственная планируемая ночевка на маршруте. До 8 утра мы гуляли с собаками по горным дорожкам с видами на черное море и маленькими водопадиками. Около 9 утра мы попили чай в нашей гостишке с водилами и стали собираться в путь.

Границу нужно было проходить отдельно от машины – я, Януш, Анатолий (отец Александра) пошли через переход с толпой людей, водитель Александр на машине со всеми бохатствами отправился в другой портал.

Наша часть прошла безынтересно, прошли то се, показали документики, собак никто смотреть не стал, спросили документы есть? Я показала папку с их бумажками, мне помахали проходить. Ближе к выходу из крытого перехода границы начали густеть бездомные собаки. Мы купили в дьютике сигарет для водителя и стали ждать. Погода была мокро-серая, сидеть там было негде, мы начали ходить с нервничающими собаками, посидели на остановке, связи не было, чтобы связаться с Александром, прождали около полутора часа. Януш фотографировала Грузию из Турции, а я предлагала поменять нашу спаниельку на приятного рыжего мальчика, который решил тусоваться с нами.

Януш фоткает Грузию из Турции

Хороший турецкий песочный мальчик был такой приятный гражданин

Спустя эту вечность на промозглой погоде, подъехал наш Александр мы хотели быстро запрыгнуть в тачку, но открывшаяся пассажирская дверь обнажила нам горы шмоток, художественно разбросанные по всей машине. Оказалось турецкие пограничники проверили все, открыли все, перевернули все шмотки, по всему салону авто были разбросано белье и пижама Януша. Подавив в себе чрезвычайное удивление, мы погрузились и начали расчищать себе место, где сесть. Александр рассказал, что они засунули свои носы везде, а у нас многие вещи были в герметичных пакетах, которые убирают объем, пакеты были порваны, вещи обратно засунуть нормально просто не представлялось возможным (новых герм пакетов и пылесоса мы в распоряжении не имели). Жертвой досмотра стал только термос, он разбился при досмотре.

Уже когда мы приехали в Черногорию, я поняла что они не досмотрели только переноски собак, потому что под каждый лежак в переноске я положила еще по сплюснутому в герм пакете лежаку. Тогда я вспомнила, что Александр рассказывал, как пограничники спросили его кого везет, он сказал собак, и на этом собачьи переноски большего внимания не получили.

На этом около 11 утра по мск (12 по Грузии и границе Турции) мы двинулись в дальнейший путь. Януш читала книжки, я тупо пялилась на бесконечный берег, большая часть дороги проходила вдоль него, ехали расслаблено. В 15.40 по мск мы были в Гиресуне, в 18.00 по мск в Самсуне, в 21.30 остановились в турецкой столовой-ресторане, вкусить и их местную кухню.

Собаки уже сильно нервничали и с выгула не хотели возвращаться в свои переноски. После этого на каждом притормаживании они повизгивали и лаяли, с требованием их выпустить.

К полуночи мы прошли от Сарпи приблизительно 750 км.

День 4-5: Турция – Болгария – Сербия – Черногория. Пьяные собаки на всех границах Европы.

Ночью уже невозможно было заснуть, хотя организм требовал отдыха. К трем ночи по мск проезжали Йешилайла, около 6 утра проехали Стамбул, в 7.20 по мск (и по Турции, как ни странно) сделали остановку в Эдирне, чтобы оставить там Анатолия. За ночь к этому моменту прошли еще 750 км.

Пока Александр и Анатолий улаживали дела с гостишкой, мы пошли выгулять собак. На всех улицах были крупные бездомные собаки, которые не стеснялись в выражениях и действиях – с лаем пускались в погоню за нами на своих участках, а мы бодрым шагом от них уходили, от зоны действия одного охранника в зону действия другого. В итоге ждали внизу у гостиницы на маленьком участке, в компании доброй кошечки, которая нас никуда не гнала.

Добрая турецкая кошечка разрешила нам подождать рядом с ней

При этом собаки уже прошли границу своего терпения на этом бодро-стрессовом выгуле и я, психанув, положила в каждую собаку по двойной дозе Успокоина.

В 8.20 по мск мы продолжили путь, заехали только на заправку и отправились к следующей границе.

Меньше чем через час мы уже были на турецко-болгарской границе, пункт Капитан-Андреево. Я прочитала в отзывах об этом КПП, что там также ведут тщательные досмотры, т.к. из Турции в Болгарию и остальную Европу есть какой-то внушительный трафик нелегальных веществ и не менее нелегальных рабынь (О_о), я готовилась к очередному досмотру, но! Перед нами была пара машин, проехали быстро, показали паспорта, открыли заднюю дверь машины пограничникам посмотреть на пьяненьких собак, собаки под Успокоином надменно и не вставая смотрели на пограничников, они спросили есть ли документы, я показала папку, они кивнули. Опять эти собачьи документы не пригодились (а ведь это могли быть замаскированные турецкие рабыни). Пограничник спросил меня сколько я везу сигарет, я сказала, что около 4-5 пачек, его это удивило, и видимо понадобилось точное количество, я начала шарить по карманам и сумке, доставая пачки, чтобы понять сколько же их? И как только пограничник понял, что речь идет именно о пачках, а не о блоках – он также потерял ко мне интерес.

Мы продолжили путь по добродушной и приятной Болгарии, в 12.30 (по мск и Болгарии) проезжали Софию, ближе к 2ум дня подъехали к границе с Сербией.

КПП Калотина на Сербско-Болгарской границе также прошли быстро, очередей из машин не было, посмотрели наши документы, опять показала папку собак, и поехали дальше. Сразу через пару км от КПП нас тормознули менты, оказалось у них там специальный контрольный пункт, для разогнавшихся от границы. Оплатили штраф и поехали дальше по Сербии.

В пути через Сербию нас ждали трудности – (1) так себе дороги, местами просто насыпанный песок с одной полосой, по которой машины едут по очереди; (2) несмотря на то, что навигатор хотел, чтобы мы свернули с трассы – наши повороты были перекрыты ограждениями, на одном из таких поворотов, выстраивая новый маршрут, мы с собаками дружно пометили кусты, т.к. и вдоль дорог не встречали ресторанов или заправок с удобствами; (3) около 17.00 в глубине Сербии нас тормозил еще один гаишник, хотел взять штраф на месте, Александр сказал, что будет платить по квитанции, мы сделали еще крюк до какого-то населенного пункта, чтобы все прошло официально (такая принципиальность Александра возможно связана с тем, что сербский жандарм читал ему долгую политическую лекцию, которую мы могли понять только в общих смыслах, т.к. сербский и русский языки очень похожи, но детали, конечно же, безвозвратно упущены).

Начинало темнеть, мы все были уже безнадежно уставшие, а собаки совершенно спокойно пьяненькие. Наш водитель продолжал свой путь героя без сна за рулем по плохим дорогам.

На сербско-черногорскую границу мы прибыли к 22.30 по мск. КПП Шпильани – Мехов Крш. Перед нами была одна машина, большого интереса мы не вызвали опять. Девушка пограничница была рада собакам, спросила про один чемодан что в нем, а это был гостевой чемодан с книгами, поэтому ответить было более чем просто, и с лучезарной улыбкой она отпустила нас в ночь и дальнейший путь.

Настало 22-ое марта. Силы нашего водителя подходили к критической границе, мы пытались развлекать его разговорами. Я пересказывала хорор-мувис, про призраков и проклятья, т.к. ночь и горно-лесные дороги располагали, а каждый человек вполне мог оказаться тем самым призраком в начале фильма. И самое главное нельзя было сбивать никого, т.к. был фильм, в котором мужик сбил девушку, а потом у него болела шея, и помимо всех злоключений, в конце фильма он сфоткал себя и оказалось, что призрак этой девушки сидит у него на шее (ТА ТА ТАААА). Вот под такие истории и ехали.

Мы уже стали транслировать геопозицию с моего телефона в чат с нашими родными и близкими, чтобы они могли переживать за нас сильнее, а благороднейшие коллеги в Черногории могли встретить нас и впустить в квартиру (в которую они благороднейшее уже поставили шампунь, еды и пивасик).

Горная дорога с призраками кошечек и остатками тающего снега продолжала петлять, сил не прибавлялось, мы предлагали остановиться и поспать, но велико было желание уже сесть на стул, который никуда не едет.

Черногорский серпантин, в темноте мы конечно офигели ехать по этой дороге

На этих уставших щах, мы проехали еще пару поворотов, в итоге сил не осталось ни у кого, и в 1.40 ночи по мск мы объявили в чат сон на 15 минут, резко вырубились где-то на окраине дороги в горах дружно всей машиной. Через полтора часа мы проснулись и продолжили путь.

Через пару часов (около 5.30 утра) мы прибыли на новое место жительства, где нас встретил рассвет, приятная погода и благороднейший коллега (да осветят боги благополучием его дни). Александр и коллега помогли нам разгрузить шмот, мы с Янушем немного разгрузили вещи, устроили собак, которые счастливо разбежались по нашим московским лежанкам, выпили по бокалу пива и легли спать.

За последние сутки и 5.5 часов мы проехали около 1750 км.

Орел в гнезде. Прибытие Пантеры.

Собаки обжились довольно быстро (ведь мы предусмотрительно взяли почти всю их жизнь с собой), хотя еще недельку нет-нет, да и да – мой бордер смотрел на меня взглядом «а когда домой?».

Последним этапом было прибытие на самолете Надьежды с моим котом Сережей, я очень их ждала и очень переживала за Серго. Последние документы Надьежда получала уже без меня (титры были не нужны, но мы их сделали тоже на всякий случай). Я сразу дала рекомендацию дать успокоин и Серго. Также я предусмотрительно купила им в дорогу «дорожный» кошачий туалет, которым Сережа так и не воспользовался. Их путь продлился всего один день – в 6 утра они выехали в аэропорт, а вечером около 8.30 мы уже встречали их в аэропорту Подгорицы. Однако перелет все же был с пересадкой в Белграде, и на этой пересадке Сережа начал трезветь от успокоина, хотя по прежнему тихонечко сидел в переноске.

На удивление, как только возле аэропорта я открыла переноску – Сережа узнал меня и начал безбожно в меня орать, видимо жаловался на плохой сервис авиакомпании. Однако же, в новом доме Сережа вернулся моментально в свое обыкновенно наглое расположение и сразу же вел себя, как дома, т.е. как будто он всегда тут и жил. Думаю, на пользу этому, помимо выветривающегося успокоина, также сыграло огромное количество старых запахов, которые мы привезли со всеми лежанками и домиками. А также наличие его любимой собаки – моего бордера.

Эпилог

Можно было потратить меньше денег и сил, но это было потрясающее приключение, через которое я прошла с практически родной мне уже подругой Яной и любимой собакой. Все эти впечатления, виды, ажиотаж и магию путешествия мне повезло разделить с ними.

Мы проделали этот путь с дистанционной поддержкой родных и близких, которые нас отправили из Москвы и приняли в Черногории (что составляло основную часть нашего спокойствия во время путешествия, такой фундамент поддержки и дал нам провести это путешествие с удовольствием), а также под руководством и курированием всего этого пути водителем Александром и его отцом Анатолием, которые оказались заботливыми, добрыми, порядочными и приятнейшими людьми, как из советских фильмов, и которые обеспечили вторую часть нашего спокойствия и уверенности, и которые теперь неотделимая часть нашего приключения.

Эти четыре с небольшим дня наполнены тысячей приятных, прекрасных, добрых мелочей, шутки водителей, прохождение пограничников, потрясающие пейзажи, бессонные ночи, ошеломляющие грузинские горы, бутылочка пива в Батуми, следы кошачьих лапок на машине (когда мы выходили из ресторана в Турции), волнение, эмоции, миллион шуток, и я бесконечно рада, что эти дни произошли в моей жизни.